на тему: Педагогическая технология "Трехмерная методическая система обучения"
как средство повышения качества и
эффективности сферы образования
Как известно, главной целью проводимой министерством образования (просвещения) многочисленных реформ являлось повышение качества обучения. Однако, эти затратные попытки министерства в течение последних 30-ти лет не дают желаемого результата из-за множества проблем организационно-нормативного, материально-технического, финансового характера и следующих проблем научно-методической части педагогики.
Во-первых, вузы готовят педагогов на основе классической знание-центрической дидактики, которая не подвергнута научной экспертизе и не трансформирована в соответствии с требованиями инновационных подходов развития системы образования таких, как личностно-деятельностный, компетентностный, цифровой и STEM подходы. Попытка модернизации дидактики только по отдельным ее элементам: использование в УВП активных и интерактивных методов, «обновление содержания» без научного обоснования, не дали соответствующего эффекта, так как не была охвачена глубоким научным анализом целостная теория обучения в контексте требований новых подходов. Базисные основы теории обучения такие, как закономерности и принципы обучения, принципы отбора содержания образования, вопросы диагностичной постановки цели обучения, процессуальной и оценочно-контрольной части дидактики, давно нуждаются в модернизации.
Во-вторых, в традиционной дидактике изучение педагогической технологии в качестве современного дидактического инструментария, гарантирующего достижение учебных успехов всех обучаемых отсутствует.
Педагогическая технология, реализующая на практике образовательно-развивающий потенциал модернизированной современной дидактики и гарантирующая качественный результат, должна стать главной составляющей теории обучения ХХІ века.
Технология трехмерной методической системы обучения (ТТМСО) является единственной педагогической технологией, которая системно решает вышеприведенную двуединую важную задачу педагогической науки. Трехмерная методическая система обучения (цель, содержание, методы, формы и средства обучения) построена на основе диагностично поставленных целей, которые имеют иерархично (вертикально) расположенную, т.е. трехмерную структуру.
Определенное на основе модифицированных принципов отбора учебного материала, трехмерное содержание способствует: достижению всех ступеней таксономии целей обучения, реализации развивающей и процессуальной функции УВП, эффективного применения активных и интерактивных методов в зоне «ближайшего развития» обучаемого, а также форм и средств обучения, которые «следуя» за трехмерным содержанием приобретает иерархическую структуру, образуя трехмерную методическую систему обучения (ТМСО).
ТМСО является модифицированной методической системой на основе новых подходов и приципов, развитием и расширением концепта таксономии целей обучения Б.Блума на все элементы методической системы обучения.
Трехмерная методическая система обучения, т.е. ТМСО, предполагая наличие в УВП развивающей, иерархично расположенной цепи мотива и трехмерной контрольно-оценочной его части, образуют основу дидактической матрицы, которая может служить проектом образовательного процесса, готового к реализации на практике.
ТТМСО конструирована на платформе дидактической матрицы и является инструментом эффективной реализации концептуальных идей новой дидактики на практике с гарантированным достижением учебных успехов всеми учениками.
ТТМСО объединяет инновационный потенциал двух современных трендов развития педагогических технологий: исследовательской и ориентированной на результат.
Главным отличием ТТМСО является использование стимулирующего метода оценивания, который способствует формированию устойчивого внутреннего мотива ученика, организации подлинно комфортной образовательной среды, реализации критериальной системы оценивания, формированию предметных и метпредметных компетенций на основе активной самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности ученика.
Более 25-ти летний опыт использования ТТМСО на практике выявил ее полифункциональную возможность, характеризующуюся следующими показателями: 1) 100% -ное усвоение всеми учениками учебного материала на уровнях «знание», «понимание» и динамичный рост количества учеников, освоивших на уровнях «применение» и «создание»;
2) универсальность и эффективность для освоения всех школьных предметов, результативная реализация УВП в ДО, ТиПО и ВУЗ-ах;
3) динамичное сокращение разрыва в качестве обучения между городскими и сельскими школами;
4) эффективная организация УВП в совмещенных классах МКШ и инклюзивного образования, наличие здоровьесберегающего свойства;
5) развитие творческих способностей как учащихся, так и учителей.
Учителя получают возможность стать авторами альтернативных учебно-методических комплексов.
ТТМСО – ИнновациЯ, творчество, качество
технологии «Трехмерная методическая система обучения» (ттмсо)
заключается в следующем:
- Применение ТТМСО обеспечивает переход от знаниецентрической дидактики к личностно-деятельностной, развивающей дидактике, основой которой служит трехмерная методическая система обучения. Ядро ТТМСО – дидактическая матрица является системообразующим элементом трехмерной дидактики и «лестницей развития» в учебном процессе субъекта деятельности, т.е. ученика.
- ТТМСО позволяет реализовать инновационный потенциал двух мировых трендов педагогической технологии: 1) технологии, ориентированной на исследовательскую деятельность и 2) технологии, ориентированной на результат.
вторая часть – гарантирует индивидуальный результат на уровне требований государственных общеобязательных стандартов образования, на основе развивающего фактора дидактической матрицы, где по зачетной системе на 1-уровне усвоения гарантируется "бездвоечная" успеваемость.
- Использование ТТМСО обеспечивает внедрение в обучение объективной, точной, научно-обоснованной системы педагогической квалиметрии, в том числе критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся, корректной диагностики и мониторинг качества обучения.
- ТТМСО позволяет эффективно сформировать ключевые образовательные компетентности, функциональную грамотность у учащихся, а также играет важную роль в подготовке их к международным исследованиям качества PISA, TIMSS и т.п.
- Применение ТТМСО способствует формированию высокого уровня мотивации, активности, воли, умений самореализации. Навыки осмысления и рефлексии позволяют осуществить достаточно эффективное управление учебным процессом.
- Использование ТТМСО обеспечивает эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в обучении, выявление одаренности у детей, ранней профориентации учащихся.
- ТТМСО создает комфортные условия для учеников – субъектов учебного процесса, снимает перегрузку, стрессы в обучении, позволяет внедрить здоровьесберегающую дидактику в целом, в школьную практику.
- Позволяет реализовать проект «Развивающие учебники», где разработчиком учебника становится сам учитель.
- Приближает обучающе-инновационный потенциал элитарных и обычных общеобразовательных школ.
- Повышает эффективность деятельности МКШ, в том числе с совмещенными классами.
- Применение ТТМСО позволяет успешно решить учебно-воспитательные задачи организаций дошкольного образования, колледжей и ВУЗов, а также инклюзивного образования.
Регистрируйтесь
в ПТТМСО позволяет
по методу "Перевернутое обучение";
2) организовать учителю обратную связь со всеми учениками по всем учебным темам во второй части технологии – ориентированной на результат, в процессе последовательного выполнения трехуровневых заданий-измерителей, которые разрабатывает сам учитель в соответствии с требованиями к уровням их сложности по Б.Блуму;
3) реализовать модернизированную критериальную систему обучения, где формативное оценивание проводится в баллах (паралельно со смайликами), соответствующих качеству результатов выполнения заданий на разных уровнях усвоения;
4) строить траекторию развития каждого ученика по всем учебным дисциплинам в мониторинге их учебных достижений (в баллах), которые регулярно фиксирует учитель в электронном дневнике.
При таком варианте критериального оцениванияочень просто решить проблему определения и устранения пробелов в знаниях и умениях обучающихся, что является на сегодняшний день одной из актуальнейших проблем в обучении как в школьном образовании, так и на других его ступенях.
СОРы и СОЧи тоже состоят из трехуровневых заданий в рамках содержания ГОСО. 4-й творческий уровень содержит олимпиадные задания или другие задания исследовательского характера (например, научные проекты), которые каждый ученик имеет право выполнять по СВОЕМУ выбору.
Подробности будут на курсах.
Регистрируйтесь
Для просмотра ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИИ
ПТТМСО в youtube канале пройдите по ссылке: https://youtu.be/JY9qgkwQRRM
БЕСПЛАТНЫЙ он-лайн курс
повышения квалификации учителей
ОБ ОН-ЛАЙН КУРСЕ ПК
- Высокое качество
Сами авторы педтехнологии "Трехмерная методическая система обучения" (ПТТМСО) (Ж.Караев, Ж.Кобдикова) проводят курсы ПК. Они являются соответственно: ГНС Национальной академии образования им.Алтынсарина; автором учебников по информатике и математике (1-8 классы), научным руководителем издательства Арман-ПВ в Казахстане.
- Уникальный опыт
Более 20-ти летний опыт использования ТТМСО на практике выявил ее полифункциональную возможность, характеризующуюся следующими показателями: 1) 100% -ное усвоение всеми учениками учебного материала на уровнях «знание», «понимание» и динамичный рост количества учеников, освоивших на уровнях «применение» и «создание»; 2) универсальность и эффективность для освоения всех школьных предметов, результатвной реализации УВП в ДО, ТиПО, вузах; 3) динамичное сокращение разрыва в качестве обучения между городскими и сельскими школами; 4) эффективно организовать УВП в совмещенных классах МКШ и инклюзивного образования; 5) развитие творческих способностей как учащихся, так и учителей. Учителя получают возможность стать авторами альтернативных учебно-методических комплексов.
- Самое главное преимущество - это:
Учителя научатся получать обратную связь от всех учеников по всем темам каждого учебного предмета.
Это реализуется через регулярное выполнение цепочки трехуровневых заданий в конце изучения каждой темы. Учителя научатся составлять такие задания!
Первый уровень – ЗАЧЕТНЫЙ – обязательный
для ВСЕХ УЧАЩИХСЯ!
Только после получения «зачета», ученик переходит ко второму уровню усвоения.
Поэтому, гарантируется «бездвоечная» успеваемость!
- Приятные подарки
Результаты домашних заданий, полученные на основе творческого подхода слушателей курса к работе, при наличии в них смелых инновационных идей и предложений, поощряются полезными БОНУСАМИ.
- Индивидуальный подход
- Эффективные услуги
Мы заботимся о времени наших слушателей.
Просто позвоните нам на WhatsApp: +77756518899, и мы ответим вам на все ваши вопросы
оказывает бесплатные (платные) услуги по организации и проведению дистанционных курсов повышения квалификации (ПК) для педагогов всех уровней организаций образования от дошкольного до послевузовского;
разрабатывают и обновляют содержание учебно-методического обеспечения дистанционных курсов сами авторы ПТТМСО
- руководителей и заместителей руководителей (директоров, начальников) образовательных организаций образования различных уровней, типов и видов;
- учителей-предметников, осуществляющих ведение образовательного процесса с применением педагогических технологий обучения.
Помочь педагогам организаций образования повысить качество обучения посредством применения педтехнологии "Трехмерная методическая система обучения" в учебном процессе
реализовать психолого-педагогическое просвещение руководителей школ в эффективности внедрения ПТТМСО в процесс обучения
создать условия для качественного овладения слушателями теорией содержания ПТТМСО и практикой ее внедрения в учебный процесс средней школы в он-лайн режиме;
осуществлять обратную связь со слушателями в посткурсовой период;
содействовать развитию творческих возможностей слушателей из школ, внедряющих ПТТМСО, в разработке соответствующего учебно-методического сопровождения уроков.
обобщать опыт педагогов по внедрению ПТТМСО в практику школ для пополнения банка данных передового педагогического опыта.
Слушатели научатся:
-применить в учебном процессе модель обучения, которая ориентирована на результат и модель, в которой обучение будет рассматриваться как освоение нового личностного опыта школьниками;
-управлять процессом усвоения учениками новой темы, управлять качеством обучения ученика;
-разрабатывать учебно-методическое обеспечение уроков с соответствующими разноуровневыми заданиями по каждой теме для самостоятельного добывания знаний;
-и сумеют не только объективно применять критериальную систему оценивания в учебном процессе, но и проводить диагностику и мониторинг качества обучения каждого ученика с помощью индивидуальной траектории его развития.
Индивидуальная траектория развития школьника или студента в колледжах и вузах строится при обратной связи на основе разработанных самим же преподавателем трехуровневых заданий-измерителей по каждой теме.
Поэтому научить слушателей корректно составлять разноуровневые задания в соответствии с четкими требованиями к их уровням сложности – является одним из преимуществ данного курса
Итак, какова структура и содержание программы курса по теме: Педагогическая технология "Трехмерной методической системы обучения" Ж.Караева?
Первое: в начале курса слушатели, после регистрации (нажав на кнопку «Тренинги») знакомятся с теоретической частью технологии бесплатно (это первый зачетный уровень курса – 20 часов);
Второе: для желающих продолжить обучение дальше, доступ к урокам на втором и третьем уровнях обучения откроется после оплаты соответствующих тарифов обучения.
На втором уровне курса планируются практические уроки (40 часов), где слушатели сами будут составлять различные учебно-методические разработки, необходимые для эффективного и качественного проведения своих уроков в школах или занятий в вузах.
И, наконец, на третьем уровне курса, на который отводится 20 часов, слушатели будут рефлексировать над своей познавательной деятельностью на курсе, то есть будут готовить творческие проекты для защиты, писать научные статьи для издания в педагогических журналах или выполнять другие работы творческого характера.
(нажмите на значок справа)
Тема урока: Актуальность применения педагогических технологий в учебном процессе школьного образования
1) Домашнее задание: Скачайте предложенный текст, выделите в нем СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЦВЕТОМ ключевые слова и словосочетания, входящие в ОТВЕТЫ на СЛЕДУЮЩИЕ вопросы для самостоятельного усвоения темы и отправьте готовый текст куратору в виде отчета.
1-вопрос: В чем выражается актуальность применения педагогических технологий в учебном процессе школьного образования?
2-вопрос: . В чем видел смысл технологизации обучения Ян Коменский еще в ХVII веке?
4-вопрос: Какие педагогические технологии разработаны и применяются в школах Республики Казахстан?
5-вопрос: Что является основным компонентом трехмерной методической системы обучения?
а) условий для получения качественного, конкурентоспособного образования, ориентированного на результат;
б) системы мониторинга и прогнозирования развития системы образования;
в) национальной системы оценки качества образования.
Реализация Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы требует коренной перестройки всей системы образования, в том числе школьной. Согласно данной программе на уровне среднего общего образования планируется переход на новую конструктивную 12-летнюю модель школы, ориентированной на результат, главной целью которой является подготовка конкурентоспособной личности, способной обучаться в течение всей жизни и готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.
В этих условиях актуальными проблемами казахстанского общества являются:
-отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания, ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности;
-информационная перегруженность содержания образования, ведущая к снижению мотивации обучения, перегрузке и ухудшению здоровья учащихся;
-замену устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая носит пугающий, угнетающий характер и не обеспечивает объективность в оценивании учебных достижений учащихся и приводит к стрессовым ситуациям на систему оценивания на основе новой квалиметрии;
-недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов профессионального самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и жизненных перспектив;
-интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего общего образования Республики Казахстан, что обуславливает необходимость пересмотра целей, структуры и содержания школьного образования, то есть модернизации педагогической системы школьного образования на основе технологического подхода.
Ответы на 2-вопрос: Идею технологизации обучения поднимал Ян Коменский еще в ХVII веке, призывая к тому, чтобы обучение стало «механическим» и нашли такой способ обучения, который обязательно приводил бы каждого ученика к положительным результатам по каждой изучаемой теме учебного материала. В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: а) твердо установленные цели; б) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; в) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».
Ответы на 3-вопрос: Однако, эти идеи основоположника дидактики были реализованы только начиная с 60-х годов ХХ века, в основном американскими учеными как: Дж.Кэрролл, Б.Блум, Д.Брунер, Дж. Дьюи и др. В бывшем Советском Союзе вопросы технологизации процесса обучения рассматривались в работах П.Я. Гальперина , Н.Ф. Талызиной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, В.М. Монахова и др.
И так далее ...........
- внедрение ПТТМСО в процесс обучения является весьма актуальным и значимым;
-полученные результаты научных исследований в виде концептуальных подходов к модернизации педагогической системы обучения в школьном образовании на основе технологического подхода могут служить основой для разработки новой модели Казахстанской школы, ориентированной на результат;
- также могут служить научно-теоретической и практической предпосылкой для дальнейшего исследования проблем в этом направлении в других ступенях системы образования Республики Казахстан.